О благоприятном влиянии классической музыки на формирование личности сказано немало. Чего только стоит распространенная традиция у женщин, будучи в положении, слушать Бетховена и Моцарта, приучая тем самым свое еще не родившееся чадо к «прекрасному». Музыка как катализатор развития уже давно заняла ведущие позиции среди мировых тенденций, да никто бы и не подумал спорить о полезности музыкальной терапии для гармоничного развития ребенка. Очень правильно и точно к значению музыки подошел японский скрипач и музыкальный педагог Синити Судзуки.

Связав всю свою жизнь с музыкальным искусством, он стал автором гениального метода преподавания, основанного на шокирующем открытии: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы — и он сможет выучить что угодно!

Метод Судзуки носит название «Метод родного языка», а вся система детского развития — «Воспитание талантов». Как говорил сам Судзуки: «Музыкальность — не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным…».

Несмотря на то, что многие ученики Судзуки сделали успешную карьеру и стали известными музыкантами, профессор не ставил себе цель вырастить гениев. Будучи высокоморальным человеком, Синити Судзуки всей душой верил в «исцеляющее» и «гармонизирующее» воздействие музыки, частенько повторяя: «Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости. Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни».

Когда ребенок только учится говорить, чрезвычайно важными становятся многие моменты: раннее начало, вовлечение родителей, активное прослушивание, социальная среда и другое. По мнению Судзуки, подход универсален: все это работает и при обучении математике, и при игре на музыкальном инструменте.

Первые годы жизни — критическое время для развития умственных процессов и координации мышц ребенка. Два – три – четыре года — пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы все впитывать, усваивать. Именно поэтому в школах Судзуки начинают обучение детей в возрасте 3–4 лет. Очень важное место в процессе обучения занимают родители, их вовлеченность. Занятия с малышом дома, посещение концертов, летних школ — родители обязаны создать благоприятные условия для обучения, они должны стать домашними учителями, воспитывая ребенка в гармоничной атмосфере, в любви. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься «из-под палки». Согласно постулату Синити Судзуки, «принуждение — худший способ обучения». Ребенок сам должен произнести: «Я хочу…». Очень важно его заинтересовать, терпеливо дождаться появления интереса, который и отличает детей, обучающихся по методу Судзуки. Каждый ребенок из школы Синити страстно любит играть на своем музыкальном инструменте, делает это качественно с самого раннего возраста. И не потому, что это кому-то нужно, а потому, что ему это интересно. Он получает от занятий огромное удовольствие.

Следующая составляющая метода — активное прослушивание. Ребенок должен быть окружен музыкой. Чем чаще он будет слышать музыку, тем проще потом будет играть. Интересной ступенькой в школах Судзуки является донотное обучение. Обычно детей учат играть уже после того, как те изучили ноты. Суть метода профессора с точностью наоборот: дети всегда сначала учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты. Главная задача — поставить руки, добиться точной интонации и красивого звучания.

Немаловажную роль играет социальная среда и позитивный настрой на уроках музыки и во время домашних занятий. Отличной мотивацией для малышей становится игра старших детей: слушая более совершенную и сложную игру своих товарищей, они стремятся как можно скорее достигнуть очередного уровня. Действительно уникальной особенностью метода Судзуки является единый репертуар, используемый в его школах по всему миру: дети учатся по одним произведениям, благодаря чему легко играют на концертах друг с другом без репетиций. Таким образом, происходит социальное взаимодействие, дети со всего мира могут общаться друг с другом с помощью языка музыки.

Большое значение придается пошаговому подходу и повторению: когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему дают еще одну, но работает он над обеими. Каждое музыкальное произведение — кирпичик в обучении музыке. Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии обучения, всегда используются как техническая основа для более сложных произведений. Синити Судзуки говорил: «Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении примерно трех месяцев… пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идет не о технике, а о духе и сердце».

Кроме того, огромное внимание оказывается развитию у детей памяти. Малыши на уроках должны играть без нот. Обучение нотной грамоте начинается после того, как ребенок хорошо научится играть на музыкальном инструменте. Это способствует развитию у ребенка памяти и ускоряет процесс обучения. Ни на одном концерте по методу Судзуки дети не играют по нотам, исключительно по памяти.

В школах Судзуки обучаются также и больные дети. Музыка лечит их и физически, посредством упражнений на инструменте, и духовно, вселяя некий лучик света в души. Кроме того, школы не производят никаких отборов детей на основе таланта — они развивают способности в каждом ребенке, потому что каждый ребенок талантлив с рождения.

Сегодня метод Судзуки распространен в 46 странах и регионах, во всем мире выстроена сеть школ. На сегодняшний день есть более чем 8 000 подготовленных учителей Судзуки по всему миру и более 250 000 детей, обучающихся по методу Судзуки. Многие из знаменитых солистов и членов лучших оркестров современности начинали свое музыкальное образование как ученики Синити Судзуки.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика