DELUXE рекомендует


 

 

 

 

 

 

 

Казахстанский шоу-бизнес вызывает у общественности ни меньше споров и обсуждений, нежели скачки доллара или очередные выборы в Парламент. Кто-то включает звук телевизора или колонок громче, и начинает подтанцовывать под очередной трек для тоя. Кто-то, махнув рукой, считает, что ничего продвинутого на рынке так и не будет создаваться. Мы встретились с генеральным продюсером телеканала Gakku TV Тимуром Балымбетовым, для того чтобы узнать, какая на самом деле ситуация в отечественном шоу-бизнесе, кто является законодателями и для чего нужен был МС Сайлаубек на музыкальном фестивале.

— Тимур, телеканал существует уже второй год. Запуск, сопровождавшийся пресс-конференцией с влиятельными представителями сферы, был громкий и многообещающий. Скажите, чего удалось добиться за прошедшее время, какие задачи ставились изначально и сейчас? Есть ли положительные изменения в казахстанском видеоклипе?

— Официально мы начали работать над телеканалом полтора года назад и главное, чего нам удалось добиться к сегодняшнему дню, — это увеличение выпускаемого в эфир контента. Ежедневно на почту Gakku Tv приходит 10—15 видеоклипов, и, несмотря на то, что около 80 % из них не проходит жесткий отбор, вопрос о нехватке материала не стоит. Только за прошлый год в ротации побывало больше 300 видеоклипов! О таких объемах до недавнего времени не приходилось и мечтать, но вовсе не потому, что раньше артисты были хуже или лучше, чем сейчас. Нет. Все дело в переходе казахстанских музыкальных телеканалов и радиостанций на платное размещение. Подъем, который испытывал казахстанский шоу-бизнес с конца 90-х, пошел на спад в середине 2000-х годов, что привело к жесткой коммерциализации отрасли. В голове у продюсера теперь крутились мысли не о том, как бы выпустить убойный хит или поставить умопомрачительное шоу, а «как создать артиста, которого через какое-то время можно будет продавать на мероприятия». Конечно, и такая модель имеет право на существование, но с одной оговоркой — это бизнес корпоративных развлечений, никак не музыкальный.

Gakku Tv появился на казахстанском телевизионном пространстве в момент, когда критическая масса уже набралась, когда существующие музыкальные телеканалы растеряли процент доверия народа и остались практически без аудитории. Мы же, стартовав с бесплатной ротации, так ни разу и не взяли с артистов деньги. Другое дело, что нам их периодически предлагают, особенно после отказов в ротации.

С этого года требования к материалу будут ужесточаться, вводится серьезная фильтрация, отбор. Изначально, при создании телеканала, такие условия и замысливались. Однако надо отдавать себе отчет в том, что молодому проекту необходимо время, дабы крепко встать на ноги. Какой толк крутить профессионалов, если аудитория состоит из пяти человек. Сейчас аудитория у Gakku Tv огромная, телеканал смотрят во всех городах Казахстана, наблюдается высокая активность в социальных сетях, а это означает, что зрителю не все равно до отечественной музыки, как по обыкновению привыкли считать.

— Наверняка, премьеры случаются часто?

— В среднем получается по премьерному ролику в день. Для примера скажу, что ранее такое представить себе было сложно. Я работал в прошлом на других отечественных музыкальных телеканалах и помню, что в месяц могло ротироваться от силы 7 клипов. Сейчас мы каждый день презентуем новинки, пусть не всегда это громкие премьеры, но все же. Факт остается фактом.

— Контент телеканала состоит не только из новинок и видеоклипов периода 90-х—2000-х годов, но и советского периода. Насколько знаю, вам даже приходилось обращаться в российские фонды, чтобы получить архивные записи?

— Нет, нам еще не приходилось туда обращаться. Во-первых, процесс передачи записей довольно сложный и требует личного присутствия. А во-вторых, тот материал, что был поднят из закромов архива, представляет собой не меньшую ценность. Я хоть и не старый человек, но при просмотре этих старых записей испытываю огромную ностальгию по времени, когда у музыки было влияние, вес. Хочется, чтобы так оно снова и было.

— В одном интервью руководство телеканала обмолвилось о создании продюсерских и мультимедийного проектов, в задачи которых входит продвижение казахстанских артистов на рынке СНГ. Поясните, о чем идет речь?

— Мы запустили несколько проектов: продакшн-студия, на базе которой создаются видеоклипы, имиджевые и рекламные ролики, а также студия звукозаписи. Данные направления появились не просто для дополнительного (или основного) заработка, а в качестве конкретных инструментов, посредством которых мы можем влиять на казахстанскую эстраду. Обращаются к нам не только опытные и известные артисты, но и начинающие, молодые исполнители.

По поводу мультимедийного проекта. Мы долго готовились к запуску, но уже сегодня мультимедийный портал Gakku.kz функционирует и ежедневно привлекает многотысячную аудиторию. На нем можно посмотреть, послушать, почитать все самое актуальное и получить понимание о том, чем живет отечественная эстрада. Помимо этого имеется информация об артистах, их биографии, дискографии, есть возможность голосовать за них. Наша команда постоянно работает над тем, чтобы предоставить пользователю наилучший функционал и самый быстрый доступ к информации. Совсем скоро мы представим 2-ю версию сайта.

— Фестиваль Gakku Дауысы минувшим летом проходил уже во второй раз. По тому составу, что вам удалось собрать в одном месте в одно время, можно составить общую картину казахстанского шоу-бизнеса. Вы об этом также говорили, сетуя на то, что, к сожалению, без внимания остаются многие жанры. Хотя, к примеру, в 90-е—2000-е годы существовали исполнители самых разных направлений. Та же МС Гуль, команда Rap Zone, Роксонаки и т. д. Сейчас же складывается впечатление, будто вся массовая культура крутится вокруг так называемой той-музыки.

— Условно говоря, существуют законодатели, которые влияют на мнение зрителей (слушателей). Порой случается, что все те, кого называют opinion maker’ами, начинают продвигать какую-то определенную песню, по природе своей являющуюся не музыкальной, а регрессивной. У тех, кто по ту сторону экрана, создается впечатление, будто музыка такой и должна быть. Тем самым, благодаря заинтересованным в подобном искусстве людям, в глазах и ощущениях массового зрителя происходит подмена понятий.

Естественно, судить исключительно по приведенному примеру обо всей сфере популярной музыки было бы неправильно. У нас отлично развивается хип-хоп, есть представители электронной музыки, которые работают не только в Казахстане, но и за его пределами; идет развитие в лаунжевой и джазовой сферах. Отечественный рок в рамках общемировой тенденции потихоньку угасает. Только в Караганде он до сих пор жив и является чуть ли не главным музыкальным жанром.

Очень грустно наблюдать за тем, насколько глубоко в нашем сознании закрепились неверные представления о том, каким должен быть казахский шоу-бизнес. Главное мерило — это способность артиста отвлечь людей от бешбармака. Если тебе удалось сделать так, что человек отложил вилку и пошел танцевать, значит ты настоящий музыкант! Однако некоторое время назад выступать перед жующей публикой было неприемлемо, к этому относились с пренебрежением. Все изменилось в конце 90-х годов, когда экономическая ситуация резко ухудшилась и артисты вынуждены были зарабатывать деньги. Тогда-то на всей территории постсоветских республик произошел сдвиг в сторону легкого заработка и все поняли, что для того, чтобы существовать (финансово), необязательно устраивать изнуряющие репетиции, разучивать танцевальные элементы или заказывать свет. Достаточно взять мини-диск и отправиться в «чес» по корпоративам.

Другая наша проблема — это незащищенность медийного пространства. Оно абсолютно российское, не казахстанское. Гораздо легче увидеть клипы Нюши, нежели какого-нибудь казахстанского артиста.

— Насколько мне известно, прежде чем выйти в эфир, любой видеоклип проходит испытание отборочной комиссии. Имена не раскрываются ради безопасности и спокойствия ее участников, но относительно главного критерия — качества, расскажите поподробнее. Что вкладывается в это довольно-таки объемное и растяжимое понятие?

— Мы все время разбиваемся о стену непонимания слова качество. Методом проб и ошибок пришли к мнению, что это довольно-таки субъективная вещь. Для кого-то видеоклипы, снятые где-нибудь у реки, на непрофессиональную камеру, без макияжа и света, являются высшим пилотажем. Для нас — нет. Присутствие определенной эстетики — да. Как и любой другой телеканал, Gakku Tv в первую очередь держится на красивой картинке. Пока же сложилось такое мнение, что все прекрасное возникает лишь с появлением в кадре гор, коней и саукеле. К слову, для подобных работ — народно-патриотических песен, как мы их определили, создан определенный блок, куда также проходят только лучшие. Не нужно думать, что все, кто снимается верхом на коне, автоматически пропускаются. Одна из наших главных миссий — не допустить привыкания казахстанского зрителя к низкому уровню.

— Разве это уже не произошло?

— Безусловно, нам нужно время, потому что за полтора года невозможно изменить то, что прорастало годами. Мы не в состоянии за секунду повернуть восприятие соотечественников, которые «забили» на казахстанскую музыку, на 180 градусов. Количества уже удалось добиться, теперь упор делается на качество. Именно поэтому были придуманы определенные правила, например, в горячую ротацию или гиперактивный эфир клип попадает только после одобрения всех пятерых участников художественного совета. Это должно быть видео, обсуждение которого не смолкнет ни на следующий день, ни через неделю. Иными словами, в такой эфир не хочется и не будут допускать работы низкопробные.

— Вернемся к вопросу отбора. Применимо ли по отношению к телеканалу понятие «формат» и «неформат»? К примеру, может ли главная сенсация на российской рэп-сцене — Адиль Жалелов, известный под псевдонимом Скриптонит, появиться в эфире Gakku Tv?

— Скриптонита мы показывали с первого дня вещания Gakku Tv. В каждом блоке, а эфир у нас делится на жанровые подразделения, существует свой системообразующий лидер, и Скриптонит был таковым в секции хип-хопа. Конечно, его музыка ненормативная. Мы собственноручно затирали то, что нельзя показывать в эфире. Какие-то его работы, отличающиеся особой агрессивностью, крутились в ночное время суток, так как большая часть нашей аудитории состоит из детей.

То, что он делает сейчас, на мой взгляд, в большей степени хардкор, нежели хип-хоп, и не каждый российский телеканал в состоянии взять это в эфир. Впрочем, в этом, наверное, также заключается секрет его успеха. Скриптонита не так просто найти, чтобы послушать и посмотреть. Естественно, если у него выйдет клип на какой-то умеренный трек — мы с удовольствием примем его в ротацию.

— Очень спорную реакцию вызвало появление МС Сайлаубека на Gakku Дауысы — 2015. Кого-то позабавило его выступление, кого-то, а таких большинство, — возмутило до глубины души. На какой прием рассчитывали вы, приглашая звезду Казнета, и в качестве чего можно рассматривать данный жест?

— Почему-то большая часть общественности усмотрела в нашей самоиронии и желании повеселиться нечто ужасное и позорящее чуть ли не всю страну. МС Сайлаубека никто не приглашал в качестве артиста, он — социальное явление, персонаж, в свое время вызвавший большой резонанс. Примечательно, но именно его приглашали на самые топовые российские ток-шоу, тогда как ни одного артиста из Казахстана за последние 10 лет туда не звали.

Совместное выступление Сайлаубека с командой Ice Cream на сцене Гакку Дауысы было подобно разорвавшейся бомбе. Толпа просто ринулась к подмосткам и заревела от восторга. Это еще раз подтверждает мысль о том, что, несмотря на нападки в адрес молодежи, она намного прогрессивней, чем о ней думают, лишена каких-то пустых предрассудков.

— Которую неделю на сайте телеканала можно наблюдать следующую картину. Не успев появиться, молодая команда Ninety One с легкостью заняла лидирующую позицию в видеочарте и до сих пор удерживает пальму первенства. На ваш взгляд, в чем секрет их успеха? Возможно, именно синтез казахского языка с направлением Q-pop и есть идеальная формула?

— Не привязываясь конкретно к жанру Q-pop (как называет его Ерболат Беделхан), считаю, что ориентир взят правильно. Вот такие ребята — яркие, зажигательные, молодые — должны быть в центре внимания, а не люди, которые на тоях хотят поднять на руки. В связи с ошеломительным успехом Ninety One к нам часто обращаются другие артисты и спрашивают, каким образом ребята остаются столь продолжительное время на вершине чарта, намекая на накрутку голосов с нашей стороны. Мы не способны так накручивать, нас попросту не хватит! У Ninety One существует своя фан-база, чье количество намного превосходит скромный коллектив Gakku Tv. Благодаря армии поклонников, любой инфоповод с подопечными Ерболата приносит нам огромное количество зрителей.

Что еще радует в отношении Ninety One — это полная фокусировка внимания на ребятах. То есть история с доминантой продюсера, когда личность популярнее, нежели сам проект, не про них. Да, здесь есть Ерболат Беделхан, известный и уважаемый музыкант, с большим прошлым и настоящим, но при этом ставка сделана не на него. Он правильно преподносит ребят, не боится ломать стереотипы и бросать вызовы, будь то сине-зеленые волосы или смелый музыкальный материал. В конце концов, слишком много у нас стало идиллических картинок с саукеле, горами и батырами в кадре. И надо признать, что вот этот крен и увел сферу шоу-бизнеса немного не в ту сторону. Ни в одной другой стране популярная музыка не создается на базе этнической, поэтому вы не увидите народной песни на вершине топ-чарта.

— Хотелось бы услышать несколько слов о последних тенденциях в казахстанской популярной музыке.

— Пока самыми активными остаются представители той-музыки, но самые результативные по продажам, гастрольному графику (в расчет не берутся частные выступления) — это исполнители хип-хопа. Казалось бы, откуда в Казахстане взяться данному направлению? Так оно и было до недавнего времени, а сейчас я с легкостью могу перечислить 20—30 имен, ставших популярными и в Казахстане, и в России, где мирно сосуществуют Дима Маликов и тот же самый Скриптонит.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика