Кто Я? – это тот вопрос, который задает себе человек, достигший возраста после двух лет от рождения, в период первой личностной метамарфозы. В этом возрасте данный вопрос направлен на выражение себя в кругу другихлюдей. Ребенок определяет роли и связи, свои и других. Например: - Ты мама, а ты папа, ты бабушка, а ты дедушка, а Я кто? Некоторые дети анализируют ситуацию глубже: я ребенок мамы и папы, они‑муж и жена, у них есть свои мамыи папы, они мои бабушки и дедушки, а я им внук, и все же – Якто?

Если в семье эмоциональная ситуация стабильно позитивная, то ребенок до подросткового возраста отчетливо понимает, кто он и какую роль в своем окружении реализует, тем самым не доставляя особого ущерба своей центральной нервной системе и окружающим его людям. Такой ребенок знает не только о том, кто он, но и то, что ему нравится и нужно. Его активность и заинтересованность направлена не на понимание себя, а на понимание мира, в котором живет ребенок. Заинтересованность ребенка направлена на понимание своей деятельности, созидания своего прекрасного, детского мира.В этот период ребенок особенно чувствителен к развитию мыслительных процессов, внимания, речи, воображения.

Люди стремятся получить удовольствие от жизни, и особенно от своего образа, исполненного ожиданиями других, для того чтобы наполняться волей к жизни, к лучшим условиям жизни.Хвалите и поощряйте детей за их активность и любознательность, называйте их приятными и вдохновляющими их словами, типа «герой», «принцесса», «рыцарь», «умница», «молодец», «радость», «солнышко», «гордость». Поддерживайте их, держа за руки и плечи, аплодируя, улыбаясь, обнимая, и, конечно же, сопровождая свою поддержку теплым, участливым взглядом и интонацией. Ребенок должен чувствовать как моральную, так и физическую поддержку.

Если же ребенок живет в эмоционально нестабильной и негативной ситуации, если он даже не наблюдает, не то чтобы не проживает, своего образа и образа ролевых связей, и в ответ на свои детские действия переживает отвержение: - Тихо; Не мешай; Замолчи; Не мельтеши; Уйди; Заткнись, и т.д., сопровождающееся нелицеприятными ругательствами, типа «бестолочь», «дрянь», «тупица» и т.д., то у него формируется искаженная Я-концепция, чувствительная к оценкам, и зависимая от принятия или непринятия ее социумом. Поэтому ребенок навязчиво и агрессивно реагирует на происходящее вокруг него и с ним, ведь он стремиться быть признанным, принятым, любимым, а этого он не получает, или получает в социально неодобряемых обществах, где правонарушение – норма поведения.

Здесь описан крайний вариант, чаще происходят менее яркие реакции, так сказать, латентный вариант несформированного образа ребенка, но они наиболее опасен для построения ребенком здоровой Я-концепции, так как такой ребенок попадает в зону безнадежной, пессимистичной картины мира. Мира, в котором ребенок претенциозно привлекает к себе внимание окружающих, но не получает ожидаемого ответа и не научается в первую очередь к себе относиться с претензией, а только потом требовать. То есть формируется устойчивая иждивенческая реакция на жизнь и ее задачи.Поэтому воля к жизни, интерес к миру приглушается, и по механизму компенсации актуализируются эгоцентризм, значимость ситуативных потребностей, капризы, истерики, частые заболевания, непонимание собственных интересов и желаний.

Ребенок, растущий в любящей семье, в семье, в которой ему искренне и с интересом помогают самоопределиться, предлагая разные виды деятельности, интересуясь его впечатлениями о мире, жизни, взаимодействии, к подростковому возрасту (в период очередной физической и психологической метамофозы), вырастает готовым к принятию себя таким, какой он есть, без иллюзий, и с конкретными планами на будущее – вырастает творцом, созидателем. В подростковом возрасте его вопрос Кто Я? уже направлен на рефлексию себя, на то, как на него влияют восприятия и ожидания других людей, людей одинаковой с ним культурой (ровесники, авторитетные взрослые). Ребенок анализирует, может ли он быть другом, сотрудником, соратником, конкурентом, собеседником, лидером и просто интересным человеком. Он учится общаться, учится принимать мир и выражать свое мнение. Мнение – очень ценный продукт личности. Необходимо ценить мнение подростка, проявлять интерес к его размышлениям, предлагать ему разнообразные варианты анализа информации, поддерживать его творческие предложения и гордиться принятыми им решениями.

В семье же, в которой ребенок выступает как вечно мешающий и будоражащий родителей«спиногрыз», в подростковом возрасте продолжает задавать вопрос Кто Я? с теми установками и мотивами, которые его напрягали после двух лет от рождения. Например: если мама «негативная», папа «негативный», а я не как мама и не как папа, то Кто Я?Он категорически вычеркивает культуру и быт родителей и других директивных взрослых. Впоследствии родители жалуются на поведение ребенка-иждивенца, на его безразличие и безучастность, чувствуют ненависть к собственному ребенку и пугаются этого чувства, видят бессмысленность своего материального и морального вложения в отношения и в ребенка, поэтому злятся и выплескивают на него свою агрессию. В данной ситуации взрослому необходимо совместно с ребенком начинать реализовывать первые шаги к развитию. Вместе искать мотивы и интересы, вместе развивать эти интересы, вместе внедрять результаты интересов в социум. То есть искренне поддерживать своего ребенка и честно отвечать ему, что он человек с имеющимися у него одаренностями, поэтому он ‑индивидуальность, которая должна самореализовываться.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика