«Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны», — это определение подлинного патриотизма, действенной любви к Отечеству, сформулированное Джоном Фицджеральдом Кеннеди, является квинтэссенцией жизненного пути верного сына казахского народа, всесторонне одаренной личности, великого ученого-географа, историка, фольклориста, экономиста и этнографа, бесстрашного путешественника, блистательного офицера и прозорливого дипломата Ч. Ч. Валиханова, 180-летний юбилей которого будет широко отмечаться в нашей стране в 2015 г.

Чокан Чингисович Валиханов (каз. Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, мусульманское имя — Мухаммед-Ханафия (каз. Мұхаммед Қанафия) родился в ноябре 1835 г. на зимовке Кунтимес Аман-Карагайского внешнего округа в семье старшего султана Чингиса Валиханова — чингизида, внука выдающегося национального государственного деятеля Абылай хана. Одаренный живым умом, Чокан в детстве, помимо родного, овладел кыпшак-чагатайским, арабским и персидским языками, а острый глаз и твердая рука позволили ему освоить искусство рисования, ставшее бесценным подспорьем в дальнейшей административно-управленческой, военно-дипломатической и научно-исследовательской деятельности. Выросший в пору острых политических конфликтов и рано усвоивший изощренные приемы восточной беседы, когда сказано все, но не выдано ничего, Мухаммед-Ханафия обещал стать в зрелом возрасте незаурядным степным политиком.

 

фото  kerey.kz

В возрасте 12 лет Чокан Чингисович поступил в Омский кадетский корпус. Здесь и сложился его ближний круг, включавший наставников, сокурсников и иных представителей российской интеллектуальной элиты того времени: экономиста Н. Ф. Анненского, историка П. В. Гонсевского, писателя Ф. М. Достоевского, поэта-петрашевца С. В. Дурова, дипломата-ориенталиста Е. П. Ковалевского, географа Г. Н. Потанина, путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, публициста Н. М. Ядринцева и др. Именно в годы учебы в корпусе у Мухаммеда-Ханафии возникла мечта открыть миру тогда еще неизведанную Азию и сформировалось стремление вывести свой народ на путь приобщения к достижениям мировой науки, культуры и социального прогресса.

Марка Почты СССР выпущенная в честь Шынгыса Уалиханова в 1965 году

В 1853 г., по окончании кадетского корпуса, корнет султан Валиханов был назначен на должность адъютанта командира Отдельного сибирского корпуса и и. о. генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта. В обязанность молодого офицера была вменена, в том числе, и историография региона, что в немалой степени способствовало углублению его знаний по истории, географии и экономике степи и соседних стран.

Весной 1856 г. уже поручик Ч. Ч. Валиханов в составе отряда подполковника М. М. Хоментовского принимал участие в разборе споров между родами Старшего жуза, занимался топографией Иссык-Куля и Кульджи, исследованиями этнографии, истории и фольклора иссык-кульских киргизов. В этой экспедиции Ч. Ч. Валихановым был собран материал для словаря киргизского языка, написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии». Ценнейшим результатом поездки стало открытие величайшего памятника киргизского устного народного творчества — эпоса «Манас». Именно тогда у Мухаммеда-Ханафии возникла идея под видом купца отправиться в Кашгар — белое пятно на географических картах того времени.

Рисунок Шокана Уалиханова

28 июня 1858 г. Чокан, к тому времени уже действительный член Императорского Русского географического общества, присоединился к семипалатинскому «торговому» каравану, под видом которого в Кашгарию направлялась разведывательная экспедиция, организованная Главным управлением Генштаба Российской армии. Все, что «купец Алимбай» узнал во время этого путешествия: географический обзор, топография, исторический очерк, состав народонаселения, административно-политическая система, состояние промышленности и торговли края — далось ему тяжким трудом и перенапряжением памяти, поскольку, собирая и сопоставляя информацию, он, из соображений безопасности, зачастую не мог вести подробных записей.

12 апреля 1859 г. Чокан Валиханов вернулся в город Верный. По итогам экспедиции им был составлен отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858–1859)». Востоковеды России высоко оценили настоящее исследование.

В начале 1860 г. исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен как легендарный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и распоряжением императора Александра II награжден орденом Святого Владимира с присвоением воинского звания штабс-ротмистр. Начался блистательный петербургский период творческой деятельности Мухаммеда-Ханафии.

Фотография Шокана Уалиханова в 1860-е годы.

Однако непривычный для степняка промозглый петербургский климат и напряженная служебная, научно-исследовательская и общественная деятельность (шутка сказать, за неполных два года им были проведены работы по составлению карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовлены к изданию труды К. Риттера по общему землеведению и написана оригинальная энциклопедическая статья «Аблай», введены в научный оборот кашгарские рукописи «Тазкира-йи Богра хан», «Тазкира-йи ходжаган», впервые исследован труд Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», разработан и прочитан в Русском географическом обществе курс лекций по истории Востока и многое другое!) подорвали здоровье Чокана Валиханова, что вынудило его покинуть северную столицу и вернуться на родину.

Именно здесь и произошел трагический слом, подготовленный всей предшествующей жизнью Ч. Ч. Валиханова: плоть от плоти народа, он не мог не видеть произвол и насилие, творимые имперскими наместниками и местной администрацией, и, рассчитывая в меру сил, знаний и опыта противодействовать насаждаемому беззаконию, в 1862 г. выставил свою кандидатуру на пост старшего султана Атбасарского округа.

Намерение Чокана Валиханова возглавить окружную администрацию было негативный оценено омским начальством. Несмотря на то, что он получил большее количество голосов, чем его соперник, губернатор отклонил кандидатуру ученого-просветителя, обоснованно опасаясь его независимого характера и того, что такой образованный султан-правитель стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов.

С другой стороны, Чокан Валиханов полагал ниже своего достоинства скрывать убеждение, что любая власть вредна и с нею следует бороться, если она деспотична и антинародна. Администрации было хорошо известно, как он обрушивался на царских чиновников за пренебрежение к интересам простых людей, алчность и произвол. Не добавляло ему популярности среди местной элиты и то упорство, с которым он разоблачал так называемое «народное родовое управление», слабо тронутое влиянием колониальных органов. «Стихийный» социалист, султан Мухаммед-Ханафия стоял за самоуправление и самосуд, призванные защищать интересы всего народа, а не отдельных сословий.

Подозрительны администрации были и связи Ч. Ч. Валиханова с яркими представителями российской либеральной общественности и революционно-демократического движения. Именно поэтому то, что произошло с ним на выборах, носило характер примерной расправы.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Чокана Валиханова, стала жестокая расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в ходе кампании по покорению Кокандского ханства в 1864 г. После нескольких горячих споров с начальником Особого Западно-Сибирского отряда полковником М. Г. Черняевым, не видя иного выхода, он подал в отставку и вернулся в город Верный.

Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далекий аул в горах Алтын-Эмеля. В апреле 1865 г. в результате обострения застарелой болезни (чахотки) Чокан Чингисович Валиханов скончался.

Последние годы жизни Шокана Уалиханова. Портрет кисти Третьякова Н.Я.

В контексте современной внешней политики мало упоминаются факты почти двухвековой давности. Однако межгосударственные интересы, как ни удивительно, пусть и во многом дипломатично замаскированные, но и поныне сохраняют свое острие. Китай, Россия, Запад по-прежнему живо помнят о том, за какую территорию во времена Чокана Валиханова они схватывались в непримиримой борьбе.

И каждому из нас следует помнить и гордиться тем, что в первооснове ныне складывающегося евразийского концерта, в котором наша страна ведет свою суверенную партию, лежат самоотверженные труды и частица души достойного сына казахского народа, ученого и воина, султана Мухаммеда-Ханафии Чингисулы — Чокана Чингисовича Валиханова. Помнить вечно и с благодарностью, ибо «нация проявляет себя не только в людях, которым она дает жизнь, но и в том, каким людям она воздает почести, каких людей она помнит» (Джон Фицджеральд Кеннеди).

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика