Время всегда само находит своих героев, в чьих поступках отражена сила, столь необходимая обществу в самые непростые моменты истории. Эти яркие деятели раскрывают свои таланты в периоды развития этого общества, когда особенно ему необходимы. Часто случается, что только эти люди, обладающие исключительной способностью вовремя проявить свои лидерские качества, имеют все возможности для того, чтобы исполнить свою роль в Государстве.

Кадырбек Мейрамбеков — один из них. Человек, принадлежащий к казахстанской интеллигенции.  Ему выпала миссия строить производство в казахстанской степи, производство для развития независимого Казахстана. Кадырбек Какуевич продолжает нести ее уже много лет: уверенно, последовательно и широко. Его деятельность в различных ее проявлениях, начиная с профессиональных успехов, заканчивая благотворительностью, всегда была плодотворной. Эти результаты нельзя воспринимать как должные, ведь Кадырбек Мейрамбеков сейчас может по праву считаться человеком, стоящим у истоков развития инфраструктуры страны в самое сложное для нее время. Важно сказать, что подобные шаги продиктованы любовью к своей стране и высочайшей ответственностью за ее судьбу.

Интервью повествует не только о профессиональной жизни главного героя этого номера, но и отражает дух времени, в котором ему пришлось строить свою личность. Помимо фактов биографии Кадырбека Мейрамбекова, в нем описаны и результаты его нематериальных достижений, которые мы смело можем назвать достоянием нашей страны. Мы убеждены, что эта беседа найдет отклик у читателей, развеет сомнения скептиков и вдохновит молодежь.

— Кадырбек Какуевич, есть такое выражение, что мы все родом из детства. А каким было ваше? Можете ли вы сказать, что оно было счастливым?

— Детство у меня было послевоенное, я родился в 1945-м победном году, в сентябре. После войны была чудовищная разруха, не хватало ни питания, ни одежды. Жили мы с родителями в бараке, однако, в  1950-е годы обстановка постепенно изменялась: страна стала развиваться после тяжелой и разорительной войны. Однако, я вспоминаю свое детство с теплотой: отец и мать имели работу, были служащими. Нас было шестеро, я был самым старшим в семье.

— Так вы еще были и опорой для родных?

— Да, это так. Отец рано ушел из жизни, мне тогда было 32 года, он погиб в автомобильной катастрофе; все семейные заботы я взял на себя. И по сегодняшний день эта обязанность за мной. Сейчас уже родителей нет, и старший в семье я.

— Будучи студентом, вы учились по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Скажите, был ли связан ваш выбор с некой такой мужской привязанностью к машинам?

— Мы выросли в то время, когда автомобилей практически не было в стране. Я помню, в период моей молодости на тот момент в городе существовало 10 (максимум) машин, и вызвать такси было невозможно. Приходилось всех гостей, которые приходили к нам домой, провожать до остановки трамвая или автобуса. Автомобили не были обыденностью, поэтому у меня с детства была тяга к ним.

— Когда у вас появился ваш первый автомобиль?

— Первый автомобиль у меня появился в 74-м году, когда я работал главным инженером таксопарка Караганды. Тогда купил себе почти новую Волгу.  Потом, несколькими годами позже, я стал директором таксопарка, который тогда считался самым крупным в Казахстане, тогда моем ведомстве была тысяча такси и 2500 работающих.

— А сейчас сами водите автомобиль?

— Да, я вожу и люблю это.  Но сейчас супруга уже мне не слишком доверяет, поэтому у нас есть водитель. Я особенно уважаю новые модели, сейчас у меня последняя модель Мерседеса, вышедшая только в прошлом году.

— А какие автомобили вам нравятся больше всего?

— Я люблю немецкие автомобили, а из Джипов — это Лексус. Я считаю, что пока лучше Лексуса ничего не придумали.

— Вообще тема развития автомобильной промышленности вас занимает? Следите ли вы за выпуском новых автомобилей?

— Да, я слежу за новинками. Мне выпала честь много лет руководить автомобильными предприятиями. До 1997 года я был начальником автоуправления Карагандинской области, и вся моя жизнь связана с автомобилями. Вообще, Караганда — это крупный центр. Только представьте, мы в сутки перевозили 100 тысяч шахтеров, 120 тысяч строителей каждые шесть часов. У нас было 8 автобусных парков, порядка 7-и тысяч автобусов, которые с высокой технической готовностью успевали в те трудные годы перевозить людей. Сейчас я смотрю на город и не узнаю его: почти в каждой семье есть автомобили, принижается роль общественного транспорта, что я в корне считаю неправильным.

— Что бы вы изменили сейчас в системе общественного транспорта?

— Я не могу сказать, что бы изменил. Но у меня есть пожелание, которое я бы хотел донести до представителей городской администрации. На мой взгляд, нужно больше обращать внимание на социальные проблемы: человеку важно иметь возможность проехать в поликлинику, в кино, в парк, и у него в зоне доступности должен быть общественный транспорт. Даже сейчас не все себе могут позволить автомобиль. И этому вопросу нужно уделять внимание. Без поддержки государства развитие пассажирского транспорта невозможно.

— А как раньше было? Сейчас мы сталкиваемся с вопросом, что инвалиды не могут добраться из одного конца города в другой. Они практически заточены у себя в квартирах.

— Это специальный блок вопросов. Должен быть спецтранспорт с низкой посадкой, автобусы должны быть оснащены специальным гидравлическим устройством. Пока этот вопрос в нашей стране не решен, но в Астане уже начали уделять этому внимание.

— Вы очень много лет, а кажется, что всю вашу трудовую жизнь, провели на руководящих должностях. Скажите, как вы относитесь к роли начальника, какие правила у вас существуют в коллективе, и как вы строите взаимоотношения в коллективе?

— Скажу смело, что руководителем быть не просто. Дело не в том, чтобы занимать кресло, давать команды секретарше. Руководитель должен суметь мобилизовать тот коллектив, который он возглавляет, на стоящие перед ним задачи. И самое главное — важность доверия сотрудников. Конечно, они будут прислушиваться исключительно в служебном плане, но в душе не будут получать того удовлетворения, если почувствуют в своем руководителе не того человека.

— Мы знаем, что у вас есть большая ферма, где вы выращиваете элитные породы скакунов. Как пришла идея ее создания и какие виды бизнеса там существуют помимо этого?

— Эта история берет свое начало еще с 2012 года. Тогда мы с супругой были в столице Великобритании — Лондоне, — где наш  внук заканчивал школу. Руководство школы пригласило нас, чтобы мы поучаствовали в церемонии награждения выпускников. Прогуливаясь по центру Лондона, мы посетили знаменитый универмаг Harrod’s , в котором увидели на витрине надпись: «Напиток Kumys», название которого было написано на латинице. Я купил две бутылочки по 250 мл, на которых значилось наименование «Zolman». Выяснилось, что это — имя автора кумыса, который проживает в Германии.

Признаюсь, что эта находка меня заинтриговала настолько, что я позвонил нашему послу в Германии. На тот момент им был господин Анжанов, который и представил меня господинуЗольману. Случилось это так: мы прилетели с супругой во Франкфурт, нас встретил консул и отвез на ферму, производящую этот кумыс, которая находится в 106 километрах от города.

У Зольмана 400 кобылиц и механизированная дойка, которая происходит каждые три часа. Однако, по нашим меркам, территория у него маленькая, всего 300 гектар, поэтому она устроена несколько иначе: ферма посвящена только кормам, лошади практически не имеют выпаса, поэтому они у Зольмана только стоевые. Большие территории в Германии — на вес золота.

Тем не менее, процесс создания продукта на этой ферме отложен до мелочей. По немецкой технологии кобылье молоко сразу превращается в порошок. Эта методика до нас не была известна, но теперь, благодаря нам, она есть и в Казахстане. Почему население Казахстана не пользовалось именно Саумалом, молоком? Потому что у него есть свойство скисать в течение двадцати минут. Поэтому казахи сразу превращают его в кумыс. Однако, самая большая его ценность том, что более чем на 90% кобылье молоко схоже с материнским. Почему вековая история казахов обходилась без аптек и хирургов, а жили люди до 90-100 лет? Благодаря этом напитку: лошадь через употребление разнотравья вкладывает в это молоко все витамины и микроэлементы, необходимые человеку для здоровья.

Сейчас мы готовимся выпускать детское питание, и ответственно заявляем: у детей не будет аллергии и диатеза. Зольман по контракту нас всему обучил, поэтому теперь и на нашей ферме лошади приучаются к дисциплине: они одна за одной, как по команде, встают в очередь на дойку. Весь принцип таков, что, как только молоко выходит из вымени (температура кобылы тридцать шесть градусов, как и у человека), оно сразу охлаждается, попадая в сосуд, где температура четыре градуса, что не позволяет молоку закиснуть. Затем оно попадает сразу в минус пятьдесят градусов, где впоследствии из него вытягивается влага. Таким образом, в результате остается порошок, который при повторном разведении с водой сохраняет практически все полезные свойства молока. А их предостаточно: саумал помогает при болезнях печени, почек, состоянии после облучения при онкологии. Он работает там, где восстановлению клеток нужна поддержка.

Это молоко легко использовать, и оно более чем способно заменить обычное. В будущем мы думаем о производстве йогуртов и мороженого. Однако, в проекте именно детское питание. А также спешу поделиться, что у  нас очень много заказов на экспорт.

— А насколько ваш продукт будет доступен для обычного человека?

— Конечно же он будет в свободной продаже. Однако, в летнее время любая семья, имеющая в хозяйстве лошадь, может употреблять молоко в свежем виде. Наш же продукт разработан для тех, кто по разным причинам не имеет такой возможности. Как бы то ни было, наш продукт не дешевый, около шестидесяти тысяч тенге за килограмм. Тем не менее, как только мы наладим поставки на экспорт, цена для внутреннего рынка сильно упадет.

— В связи с этим, очень хочется поговорить с вами о понятии «национального бренда». Что вы думаете по этому поводу?

— Да, сухое кобылье молоко будет очень серьезным экспортным заявлением для нашей страны. Оно будет национальным брендом. В прошлом году на «Алтын Сапа» (Конкурс-выставка «Лучший продукт Казахстана» — прим. ред.) мы презентовали продукт президенту под названием «Саумал». Теперь на весь мир он будет известен под этим брендом. Более того, президент принял наше приглашение посетить ферму весной. Он ценит гражданские инициативы по строительству заводов, организации производства. Вообще, важно сказать, что благодаря ему, сейчас особое внимание уделяется сельскому хозяйству, которое в скором времени будет давать больше денег, чем нефть и газ.

Мы должны правильно подойти к селу, ведь без его развития у нашей страны нет будущего. Я говорю уверенно — сельская профессия вновь станет престижной, человек вернется в село, а когда узнает, что такое доллар, вот увидите, село будет не узнать.

Я думаю, у нас в стране около миллиона лошадей. Нужно лишь правильно организовать весь процесс, технологию доения, стерильность, как того требует немецкая технология (у нас на предприятии все в чепчиках, бахилах, вымя лошади постоянно протирается, а каждые 45 минут все полностью дезинфицируется). Конечно, лошади очень чистые сами по себе, но крайне важно, чтобы продукт был высочайшего качества.

— А какова территория фермы?

— Мы имеем территорию двух бывших совхозов. Это совхоз Дальний (в Осакаровском районе), там у нас находятся пастбища, и совхоз Родниковский, где у нас кормовая база. На сегодня у нас там 1500 кобылиц, а вместе с молодняком — около 3000. Селяне очень довольны, ведь мы в голой степи с нуля построили этот объект, на котором сейчас трудится больше ста человек.

— Хотелось бы поговорить о вашей семье. У вас четверо детей. Очень интересно, как вы познакомились с супругой? Сколько у вас внуков?

— Мы с супругой познакомились в 1968 году, 49 лет тому назад. Она была студенткой медицинского института, а я политехнического. Мы поженились 1 марта 1969 года, и по сей день она остается моей опорой и верной спутницей в жизни. Благодаря супруге, у нас четыре сына. Старшему сейчас 47 лет. А младший — автор проекта «Саумал» — родился в 1984-м году: благодаря нему, владеющему в совершенстве немецким языком, и состоялось близкое знакомство с господином Зольманом, что позволило нам создать этот уникальный для нашей страны продукт.

У меня есть так же есть два правнука. Второй внук Алихан закончил академию киноискусства в Лондоне и снял про меня фильм. В прошлом году он женился, тоже ждем правнуков. Все мои сыновья занимаются бизнесом по всему миру, а сваты у нас со всех регионов.

— Как показывает практика, мужчины с внуками более нежные и добрые, и строгие и обстоятельные с собственными детьми. Скажите, насколько поменялись ваши взгляды на воспитание с приходом в семью нового поколения? Есть ли разница в том, как вы воспитывали своих детей и как сейчас воспитываете внуков?

— Сыновья у нас воспитывались в советское время. Я полностью отдавался работе: уезжал — темно, приезжал — тоже темно. И только в воскресенье я мог сходить с ними в парк или в кино. В основном воспитанием занималась супруга, но она всегда говорила: «Скажу Отцу!..». Для них это было очень серьезно и строго. А с внуками все совсем по-другому. Мы каждого тестируем, прощупываем на таланты, ничего не жалеем, но и не заставляем, а стараемся увлечь. А правнуки — это что-то волшебное и завораживающее. Я всегда думаю о том, какими они станут через пятьдесят лет.

— Как по-вашему, какие качества и семейные ценности необходимо прививать подрастающему поколению?

— Самое главное — это честность и порядочность. В нашей семье это даже не обсуждается. Если человек в жизни один раз переступил черту, то он переступит и второй. С детьми и внуками нужно беспрестанно работать, постоянно общаться. Нельзя ссылаться на занятость, необходимо постоянно быть в курсе всех их дел. Только так вырастет достойный человек. Я считаю, что очень плохо, когда дети растут эгоистами: жить только для себя — не правильно. Но в многодетной семье, к счастью, такого не происходит.

— Внуки часто приходят к вам за советом?

— Ежедневно. Мы живем все вместе: у нас в Астане четыре квартиры на двух этажах, поэтому — все рядом друг с другом. И между внуками соревнование — кто первый к дедушке, кто к бабушке. Сейчас, на пенсии, времени больше, и мы с супругой стараемся всем уделить внимание. Признаться, я очень горд и за своих сыновей. Они имеют правильную жизненную позицию: не гоняются за легкой наживой, строят производство, создают рабочие места. Все доходы инвестируют в расширение производства, где более 1500 человек получают зарплату. Когда человек создает материальные блага и для других, это большое дело и его предназначение.

— Вы были награждены множеством государственных наград и не только. Расскажите об этом.

Я — заслуженный работник транспорта РК, заслуженный работник автомобильных дорог, заслуженный энергетик. Я имею Орден Благоденствия, который мне вручил сам Патриарх Всея Руси. Это случилось таким образом: новая церковь в Астане ждала его приезда, а на ее отопление не хватало денег. У нас на заводе выпускается продукция по этой отрасли, поэтому мне позвонил Аким города и попросил помощи. Мы не стали ждать предоплату, мобилизовали людей, построили теплотрассу и дали тепло, а через день пошли морозы минус тридцать семь градусов. В благодарность за то, что мы пошли навстречу, Русская церковь наградила меня орденом.

— Благотворительность — это очень важно. А в каких областях помогаете вы?

— В 2005 году наша семья построила мечеть на родине отца. Она была необходима селу, и сейчас является духовным очагом для местного населения. Мы облицевали ее иранским кирпичом с большой любовью в память об отце. А потом мы уделили внимание и родине супруги, построив мечеть в Шетском районе. Я в этом плане сыновьям благодарен за то, что они понимают важность и значение таких поступков. Это очень правильно: нужно тратить все при жизни.

— Спасибо Вам большое, Кадырбек Какуевич. Было очень интересно. Мы желаем Вам и вашей семье процветания и здоровья. А вашим начинаниям успехов и свершений!

Комментарии

No Avatar
Гаухар Хамзина on вт, 01/24/2017 - 23:10

Человек с большой буквы ,красивая пара и образцовая семья .

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика