DELUXE рекомендует


 

 

 

 

 

 

 

Если я и видел немного дальше, то это
потому, что стоял на плечах гигантов.

Бернар Шартский

За чередою буден: личных радостей и печалей, больших и малых семейных забот, деловых побед и профессиональных неудач — мы зачастую утрачиваем одно из значимых для человека и гражданина ощущений — осознание себя в потоке истории: «Нам кажется, что время стало. … И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день…» (Б. Пастернак). Однако, по мысли Первого Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н. А. Назарбаева, чтобы «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории… сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное «я», общество в целом и каждый казахстанец должны ответить для себя на «простые и вечные вопросы — кто мы и откуда, куда ведет нас … дрейф истории? Ответить с исчерпывающей ясностью…» (Н. А. Назарбаев «В потоке истории»).

2015 г. — год 550-летия казахской государственности, значимость которой для формирования и выживания казахского народа, развития национальной культуры невозможно переоценить.

С одной стороны, государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку общественные противоречия объективно не могут быть примирены. Государство — это признание, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых бессильно, и, одновременно, сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, умеряющая столкновения и во имя выживания удерживающая социум в границах «порядка».

С другой — «государство … является средством, с помощью которого народ длит и развивает свое историческое предназначение ... великий дом, построенный предками … который мы должны отстоять и передать своим потомкам» (С. Е. Кургинян).

Наличие обеих составляющих — обеспечения выживания этноса и реализации его исторического предназначения — является характерной чертой истории возникновения и развития казахской государственности.

Образование Казахского ханства было обусловлено внутриполитическим состоянием двух государств, возникших на территории Казахстана после распада империи Чингисхана, — ханства Абу-л-хайра (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих ханствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли центробежные силы. Вожди родов и племен восточного Дешт-и-Кипчака и Семиречья стремились к политической независимости.

В 20-е гг. XV в. на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры стали нападать калмаки. В 1457 г. хан Абу-л-хайр потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир на тяжелых для Государства кочевых узбеков условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абу-л-хайр принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в т. ч. и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абу-л-хайра и неспособность моголистанского хана оградить население Семиречья от калмакских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.

У рода аргын существует предание, что последней каплей, переполнившей терпение народа, стало убийство Даирходжи. Легенда повествует о том, что самыми приближенными лицами Абу-л-хайра были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их окончилось убиением Даирходжи (Ак-Жола) кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абу-л-хайра выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе. Тогда аргыны и е кереи оставили Абу-л-хайра и ушли на восток.

С конца 50-х гг. XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из восточного Дешт-и-Кипчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Возглавили откочевку прямые потомки Урус хана — султаны Жаныбек (Жаныбек — Барак хан — Куйручук оглан — Урус хан) и Керей (Керей — Булат султан — Тохта Кыйа султан — Урус хан). Этим действием народных масс было положено начало формированию единого государства из разрозненных групп казахов.

Вот как описывает в сочинении «Тарих-и Рашиди» писатель и историк Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.) образование Казахского ханства: «В это время Абу-л-хайр хан владычествовал в Дешт-и-Кипчаке: султанам Джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них — ханы Жаныбек и Керей, бежали в Моголистан. Есен-Буга хан принял беглецов хорошо, и отвел им Джу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абу-л-хайр хана улус узбекский пришел в расстройство, начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевала к Керей хану и Жаныбек хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870 хиджры (1465 г. н. э.). Впрочем, Бог лучше знает».

В последующие десятилетия XV в. сошли с исторической сцены Государство кочевых узбеков и Моголистан. В этих условиях вполне закономерным стало дальнейшее политико-экономическое упрочение, правовое развитие и территориальное расширение Казахского ханства. Золотой строкой в историю евразийского права вписаны образцы законотворческой деятельности ханов степного государства — своды законов «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), «Есім ханның ескі жолы»(«Исконный путь хана Есима»), «Тәуке ханның Жеті жарғы» («Семь установлений хана Тауке»).

Утрата государственного суверенитета в силу джунгарской агресии и экспансионистской политики Российской империи в Центральной Азии не смогла прервать развитие культурной традиции и государственно-философской мысли казахского народа, которая подобно зеленому ростку пробивалась и крепла в трудах историка, этнографа, фольклориста и путешестенника Чокана Валиханова, великого поэта и философа Абая Кунанбаева, педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина, общественного деятеля, преподавателя и журналиста Алихана Букейханова, государственного деятеля, лингвиста- тюрколога и литературоведа, Ахмета Байтурсынова, поэта и писателя Миржакыпа Дулатова и других верных сынов и дочерей казахского народа, трудами и подвигом своей жизни создавшими возможность обретения Казахстаном независимости.

Величайшим символом 550-летнего пути Казахстана, государствообразующей мудрости казахского народа, побед и поражений, собирания здоровых сил и преодоления невзгод стала чеканная формула Преамбулы Конституции РК: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, …».

И в этот юбилейный для национальной государственности год, осознавая себя неотъемлемой частью потока истории, каждый из нас понимает: нет конца этому движению, ибо «Мәңгілік Ел — это вечный ель, это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех…»

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика