Известный британский философ, математик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950 г.) Бертран Рассел утверждал, что «взаимная зависимость власти невежества снизу и любви к власти сверху парализует усилия думающих людей» (Bertrand Russell «Freedom and the Colleges»). И, наверное, это справедливо, если полагать крайней точкой развития человеческого общества — конец истории. Однако математическая выверенность посылок, логические необходимость и достаточность выводов всегда были весьма условно приложимы к существованию самого человечества, нерациональное стремление которого к справедливости век от века срывает социум с точки мертвого равновесия: «Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному…» (Исаак Шварц «Обыкновенное чудо»).

Одним из таких мудрецов и зодчих нового мира является Абай Кунанбаев, 170-летие которого, наравне с 550-летием государственности, широко отмечалось недавно  в Республике Казахстан, — гениальный поэт, заложивший основы классической национальной литературы, и великий учитель, посвятивший свое этико-философское творчество поискам и проповеди наилучшего из возможных для казахского народа образов жизни — достойного и действенного миросозерцания, не утратившего актуальности в третьем тысячелетии.

Абаю — grata urbis et orbis

Творчество Абая, возвеличивающее человечность и ее начала — любовь и справедливость, которые, по мысли просветителя, присутствуют во всем и являются венцом творения Всевышнего, создали прочную основу казахской национальной культуры и составляют неотъемлемую часть всемирного культурного наследия.

Его именем названы город, десятки районов, сел, сотни улиц и проспектов в населенных пунктах Республики Казахстан. Имя Абая носят улицы в Берлине, Бишкеке, Дели, Каире, Киеве, Ташкенте.

Прижизненная фотография Абая.

Памятники поэту-философу установлены не только в крупных городах Казахстана, но и столицах стран ближнего и дальнего зарубежья — Москве, Пекине, Тегеране.

С именем стихотворца связаны названия горных вершин — пики Абая (Заилийский Алатау), Абая Кунанбаева (Средний Талгар) и Песни Абая (Центральный Тянь-Шань).

Пик Абая в Заилийском Алатау. фото skigu.ru

В день рождения мыслителя во всех городах Казахстана традиционно проводятся «Абайские чтения». 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Абая, а совместным решением Президента Казахстана Н. А. Назарбаева и Президента Российской Федерации В. В. Путина 2006 г. — годом Абая в России.

Не завершив шестой десяток, просветитель народов шагнул в бессмертие, и увековечение его памяти — свидетельство глубокой благодарности Отечества и человечества подлинно народному певцу и мыслителю.

«Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя…»

Аба́й Кунанбаев (Ибраги́м Құнанбайұлы) родился 29 июля 1845 г. в урочище Жидебай Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (в настоящее время Абайский район Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан) в семье потомственного аристократа ага-султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая кажы Оскенбаева из рода тобыкты. Детские годы Абая прошли в тяжелой обстановке семейного разлада: властный отец видел в сыне продолжателя своих дел, главу рода и руководил его воспитанием, отнюдь не сообразуясь с желаниями и склонностями сына, а душевно щедрые, сдержанно рассудительные и художественно одаренные бабушка Зере и мать Улжан (последняя и нарекла мальчика ласкательным домашним именем «Абай» — «вдумчивый», с которым он прожил жизнь и вошел в историю) стремились открыть ребенку все богатство устной казахской поэзии и привить ему любовь и сострадание к своему народу, простому человеку, вне зависимости от его социального статуса и материального положения.

Бабушка Абая Кунанбаева Зере.

Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девятилетним был отдан в медресе Ахмета-Ризы в г. Семипалатинске, где помимо канонов ислама преподавались арабский, фарси и другие восточные языки. Одновременно Ибрагим посещал русскую приходскую школу, в которой началось его приобщение к западноевропейской и русской литературно-поэтической и культурно-философской традиции.

Однако в возрасте тринадцати лет по воле отца, решившего привлечь Абая к административной деятельности: разбору родовых тяжб, разрешению споров, рассмотрению жалоб, чтобы сделать из него влиятельного правителя-бия, — подростку пришлось прекратить учебу. Перед Ибрагимом открылся сложный мир, жизнь разных слоев общества, беззаконие и несправедливость. Самостоятельно разбирая спорные дела, Абай показал себя поборником правды и справедливости. Высокое ораторское искусство, широкая образованность, блестящее владение степным правом, очевидный управленческий талант способствовали тому, что уже в возрасте двадцати одного года юноша был назначен исполнять обязанности волостного управителя. Однако принципиальность и беспристрастность отнюдь не снискали Ибрагиму популярности в среде родовой аристократии. Не нашел он понимания и у своего отца. А неутихающие междоусобные раздоры, не ведающая норм приличия борьба за должности, беззаконие и бесправие, темнота и забитость, невежество и бескультурье привели к идейному конфликту поэта с высшими слоями казахского общества и колониальной администрацией. Порвав со своим отцом, двадцативосьмилетний Абай отошел от административно-управленческой деятельности и целиком посвятил себя самообразованию и творчеству.

Молодой Абай. Картина А. Кастеева

Однако окончательное осознание своего призвания поэта и гражданина приходит к нему только на пятом десятке. К этому времени оригинальные лирические произведения и переводы Ибрагима Кунанбаева, исполненные необыкновенного стихотворного таланта, кристально ясной мысли, проповеди справедливости, гуманизма, любви к Родине и народу, получили широкое распространение и пользовались всеобщим признанием.

Великий поэтический дар, воплотивший эстетический идеал казахского народа, творческое осмысление его прошлого и настоящего, видение перспектив развития степного общества, активная гражданская позиция сделали Абая властителем дум и чувствований, интеллектуальным лидером того времени: к нему обращались за советом и помощью, знанием и мастерством.

Слава голоса и совести народа, народного заступника, закрепившаяся за поэтом, пришлась не по вкусу имперской колониальной администрации, феодально-байской верхушке и духовенству, ненавидевшим Абая за его просветительскую деятельность и демократические убеждения. На мыслителя без устали строчили кляузы, в которых именовали его «врагом белого царя», «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Негативные последствия не заставили себя долго ждать: в родовой аул поэта во главе жандармского отряда прибыл полицмейстер г. Семипалатинска и по учинении обыска наложил запрет на встречи с русскими политическими ссыльными, среди которых особо выделялись народники Е. П. Михаэлис и Н. И. Долгополов, польский революционер С. С. Гросс. Над Абаем был установлен тайный надзор. Однако и этого власть предержащим показалось мало: в 1897 г., при явном попустительстве царской администрации, на мыслителя было организовано покушение.

Трагически складывалась и семейная жизнь Абая. Невосполнимой утратой стала для поэта смерть сына Абдрахмана, страдавшего туберкулезом еще в годы учения в Михайловской школе артиллерии в Санкт-Петербурге. Двадцатисемилетний Абиш, недолго прослужив в качестве поручика полевой артиллерии, скончался в 1895 г. Его смерть тяжело сказалась на здоровье отца.

Не успел Абай оправиться от горестной утраты, как судьба нанесла ему роковой удар: в 1904 г. от чахотки же умер и другой его сын — гордость отца — Магауя, рано снискавший всеобщее уважение справедливыми судебными решениями и незаурядным поэтическим даром.

Раздавленный этим несчастьем, Абай Кунанбаев отверг лечение своего недуга и умер на шестидесятом году жизни, пережив Магаша всего на сорок дней.

«Не для забавы я слагаю стих»

Масштаб личности, величие творческого подвига, культурно-историческое значение философской и просветительской деятельности Абая особенно рельефно предстает сегодня — в год 550-летия казахской государственности и 170-летнего юбилея основоположника национальной письменной поэзии и литературного языка, мыслителя, композитора и общественного деятеля.

Богатая эстетическая традиция существовала и до Абая, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней имена и передававшиеся изустно произведения акынов, певцов, сказителей, композиторов, импровизаторов, мастеров айтыса, однако именно поэзия Ибрагим Кунанбаева привнесла в национальный литературно-художественный контекст совершенно новое качество, придавшее до настоящего времени ощущаемый импульс преобразованию культуры народа.

Гений Абая, формировавшийся в атмосфере высокой духовности под влиянием морально-этических установлений ислама, интеллектуально-эстетических достижений арабского Востока, эллинистической традиции Аристотеля, высочайших образцов персидской средневековой (Навои, Низами, Саади, Физули, Фирдоуси, Хафиз), новой западноевропейской (Дж. Байрон, И. Гете, А. Мицкевич, Ф. Шиллер) и классической русской (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) поэзии, сформировал в национальной литературе систему современных идей, образов, сюжетов и тем, привнес новаторские для словесного искусства Степи лирические жанры (исповедь, откровения, пейзаж, сатира) и роды (лиро-эпический: поэма), что положило начало вхождению казахской культуры в мир эстетики классических цивилизаций и трансформации обретенного последними духовного опыта в освященной обычаем культуре казахов.

Для казахской литературы и языка А. Кунанбаев стал тем, чем для русской литературы и языка явился А. С. Пушкин, — преобразователем и основоположником: очистив казахский язык от арабизмов, тюркизмов, непонятных для народа персидских слов и религиозных терминов, Абай практически завершил процесс сближения народного языка с литературной речью.

За свою творческую жизнь Ибрагим Кунанбаев создал около 170 стихотворений; 56 переводов (в том числе Дж. Байрона «My soul is dark», И. Гете «Wanderers Nachtlied», А. Мицкевича «W imionniku Salomei Becu», Ф. Шиллера «Das Kind in der Wiege», А. С. Пушкина «Письмо Татьяны» и мн. др.); 3 поэмы («Әзім әңгімесі», «Ескендір», «Масғұт»). Талантливый и оригинальный композитор, он является автором двух десятков песен, пользующихся непреходящей популярностью и поныне. А наиболее известные из них — «Айттым сәлем, қаламқас», «Желсіз түнде жарық ай», «Көзімнің қарасы» — стали визитной карточкой музыкального Казахстана.

Одно из изданий со стихами Абая.

Непревзойденный мастер казахского стиха («Из времени выпадает миг...», «Разве не должен, мертвый, я глиной стать...», «На воде, как челнок, луна...», «Когда станет длинною тень...» и др.), Абай Кунанбаев ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья). Новаторский характер также носила его пейзажная лирика, посвященная временам года.

Бесправие народа, произвол и циничная, грубая несправедливость властей, уродство окружающей действительности глубоко ранили поэта. Социальный протест поэта нашел отражение в стихотворениях «О, казахи мои, мой бедный народ», «Наконец, волостным я стал», «Грязный в словах и делах», «Вот и старость… Свершиться мечтам не дано» и др.

А. Кунанбаев — один из величайших гуманистов прошлого. Воздействие на умы и сердца людей, обновление общества посредством поэтического слова, глубокое уважение к достоинствам человека — вот что характерно для Абая-гуманиста: «Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих. Для чутких слухом, сердцем и душой, Для молодых я свой рождаю стих. Кто сердцем прозорлив и чуток, тот Поймет, что в каждый я влагаю стих…»

«Слова назидания» («Қара сөздер»)

Вершиной художественно-философского творчества Абая, безусловно, являются созданные в 1890—1898 гг. «Слова назидания» («Қара сөздер»), которые, по мнению Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н. А. Назарбаева, служат примером, актуальны и в настоящее время.

Проповедь гуманизма, диктата совести, трудолюбия и творческой целеустремленности, нашедшая выражение в этом философско-этическом произведении, ставят имя Абая в ряд таких великих мыслителей прошлого, как Конфуций, Г. Сковорода, Л. Фейербах, учения которых были нацелены на освобождение человека и человечества от моральных пороков и привитие им стремления к знанию и культуре.

Слова Назидания выпущенные на польском языке. фото bnews.kz

… Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день.

Жить хитростью, обманом, попрошайничеством — удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.

… Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим — без бережливости и внимания не удержать в душе иман.

… Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца. И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет. Только лицемеры о сердце забывают.

… Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей.

… Разумные … не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение.

… Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?

… Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку.

… Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец.

… Тот, кто живет раболепствуя, готов продать мать с отцом, родных и близких, веру и совесть ради милостивого похлопывания по плечу.

… Бога почитай, людей стыдись! Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, отдай его в учение!

… Разумный человек должен знать, долг верующего — творить добро. Правое дело не может бояться испытания разумом.

… Вредные свойства ума: беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот эти четыре порока способы разрушить и ум, и талант.

… обретая знания, не ставь себе задачи получить через них какую-нибудь выгоду. Чтобы заняться наукой, прежде всего нужно полюбить ее, иметь стремление к ней. Если ты ценишь знания как высшее благо, каждое открытие новых истин принесет твоей душе покой и удовлетворение.

… Тот, кто сбивает с праведного пути сотни людей, не стоит мизинца того, кто возвратил на путь истины хотя бы одного человека!

… Воспитывай свой характер! Предавшись зависти, легкодумию, то и дело попадая под влияние чужих речей и сиюминутных увлечений, можешь утратить твердость характера. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний.

… Хочешь быть богатым — учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение — нет.

… Человек человеку друг. Потому что все в жизни — рождение, воспитание, чувство сытости, голода, печали, горя, форма человеческого тела, путь которым являешься на свет и которым уходишь из него — все у всех одинаково; и в другом мире — смерть, погребение, тление, допрос на Страшном суде — все общее. Как знать, проживешь ты еще пять дней или нет? Все люди гостят друг у друга, сам человек — гость в этой жизни, так стоит ли злословить, враждовать из-за богатства, завидовать чужому счастью, коситься друг на друга из-за пустяков?

… Безвреден тот, кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

… Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

… Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.

... Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…

… Воспитывай волю — это броня, сохраняющая разум.

… Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты — сын человека.

… Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.

… Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

… Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.

… Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.

… Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

… Лентяй всегда ханжа и лицемер.

… Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не убежишь; сгустятся тучи над головой — его не найдешь.

… Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель — один ты сам.

… Пустая молодость — беда.

… Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

… Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, свойственно только глупцу.

… Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.

… Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

… Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Могущество Всевышнего выражено в Науке и Милосердии.

… Кто допускает зло, не препятствуя ему, тот не может считаться истинным мусульманином.

… Справедливость — мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости.

… Стремление к благотворительности порождается умением довольствоваться малым. Не теряйте чувства справедливости, не уставайте творить добро. Без справедливости нет ни веры, ни человечности.

… Наука и Разум, как и человеческая природа, не терпят насилия над собой, им противны неискренность, они учат нас быть добрыми, искренними, благодетельными, что и есть Милосердие.

… Стремление отличиться, возвыситься над другими портит человеческую натуру.

… Только любовь, порожденную ясным пониманием, безмерной верой, чувством благодарности и признательности ко Всевышнему за тех существ, что сотворены им с любовью, сами наделены способностью любить и сострадать, можно назвать любовью ко Всевышнему.

И только те достойны звания ученого, кто стремится постичь Аллаха соразмерно своему рассудку, кто ищет первопричину всех явлений и предметов. Они добиваются истины, справедливости, блага в интересах человечества, для них не существует в жизни радости и удовольствия, помимо их труда.

… Все на свете имеет свою меру. В том числе и хорошее. Великое дело — знать меру всему.

… Начало человечности — любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все. Это — венец творения Всевышнего.

… В ком господствуют чувства любви и справедливости, тот — мудрец, тот — учен. Мы не способны придумать науку, мы можем только видеть, осязать созданный мир и постигать его гармонию разумом.

Избранные произведения Абая увидевшие свет в Росии после событий на Чистых прудах в Москве.

Следует отметить, что во многом благодаря учению Абая о полноценном человеке и о развитом казахском обществе, казахское государство в исторически сложные времена возрождалось из пепла. И сегодня философско-этические мáксимы мыслителя лежат в основе Государственной стратегии развития Республики Казахстан «Мәңгілік ел» и программы «Интеллектуальная нация — 2020».

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

 

 

 

 

Новый номер

Яндекс.Метрика